Интернет дает ответы на вопросы. В том числе и пенсионные…
Интернет сегодня не только выполняет функцию мессенджера и средства массовой информации, имея многомиллионную аудиторию пользователей, но и является инструментом для получения многих услуг в электронном виде, в том числе государственных. Ко Дню безопасного интернета, который отмечается в феврале, Отделение ПФР по Новосибирской области приурочило интернет-конференцию. Свои вопросы по теме предоставления услуг ПФР граждане направляли через официальные странички социальных сетей Отделения. Публикуем ответы на наиболее актуальные для новосибирцев вопросы.
- Можно ли подать заявление на ежемесячную выплату из средств материнского капитала, если ребенку исполнилось 2 года?
Семья имеет право подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка из средств материнского капитала в любое время в течение трех лет со дня рождения ребенка. Ежемесячная выплата в связи с появлением второго ребенка назначается на срок до достижения ребенком возраста одного года. По истечение этого срока нужно подать новое заявление с документами о назначении указанной выплаты на срок до достижения ребенком возраста двух лет, а затем на срок до достижения им возраста трех лет. В данном случае при обращении гражданина выплата назначается со дня обращения до достижения ребенком возраста трех лет. Напомним, что срок выплаты ежемесячной выплаты продлен до 3-х лет с 1 января 2020 года (ранее было до полутора лет).
Действующим законодательством предусмотрено право одному из родителей инвалида с детства, воспитавшему его до достижения возраста восьми лет, на назначение страховой пенсии по старости досрочно, то есть ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Это возможно при наличии определенной величины суммы пенсионных коэффициентов (в 2020 году - 18,6) и страхового стажа не менее 15 лет для женщин (для мужчин 20 лет). К сведению: период ухода за инвалидом с детства включается в страховой стаж одного из родителей (отца или матери) в целях назначения страховой пенсии, если этому периоду предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы. Кроме этого, за данный период будут начислены дополнительные индивидуальные пенсионные коэффициенты, что повлияет на размер пенсии. Еще одно важное условие - достижение возраста 50 лет для женщины (для мужчин - 55 лет).
В целях оценки Ваших пенсионных прав Вы можете уже сейчас обратиться в любой территориальный орган ПФР для определения права на назначение страховой пенсии по старости. Если сумма страховой пенсии по старости с установленной к ней фиксированной выплаты будут выше, чем ежемесячные выплаты по уходу (12 000 рублей), то Вам выгодно будет подать заявление о назначении страховой пенсии по старости, если меньше, то Вы вправе отказаться от установления пенсии и получать далее ежемесячную выплату по уходу. В этом случае в дальнейшем при установлении пенсии к ней будут начислены дополнительные коэффициенты (на них будет умножена страховая часть и «базовая»).
- Что делать с бумажной трудовой после перехода на электронную? Можно ли ее выкидывать?
Если Вы выбрали или собираетесь подать заявление своему работодателю о ведении трудовой книжки в электронном виде (а сделать это нужно до 31 декабря текущего года), это не значит, что бумажная трудовая перестает использоваться и теряет свою значимость. Если будет выбран электронный формат трудовой книжки, то бумажная трудовая будет выдана на руки. Рекомендуем сохранять бумажную книжку, поскольку она является источником сведений о трудовой деятельности до 2020 года. В электронной версии трудовой книжки фиксируются только сведения, начиная с 2020 года. В первую очередь это касается людей, у которых «за плечами» немалый трудовой стаж. У тех же работников, которые только впервые будут устраиваться в следующем году на работу, сведения о трудовой деятельности уже будут фиксироваться только в электронном виде.
- Подскажите, как узнать своего страховщика, и не является ли он убыточным, желательно дистанционно?
Страховщиком может быть либо Пенсионный фонд России, либо негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Уточнить, кто на данный момент является Вашим страховщиком удобнее всего через портал госуслуг или Личный кабинет на сайте ПФР, заказав выписку из лицевого счета. Именно там будет не только указан страховщик, но и сумма пенсионный накоплений, в том числе с учетом инвестиционного дохода. Если Вас интересует доходность НПФ или управляющей компании, которые управляют средствами Ваших пенсионных накоплений, то эти данные находятся в открытом доступе в сети интернет, и Вы можете их найти.
Да, это можно сделать, обратившись в Пенсионный фонд с заявлением об аннулировании ранее поданного заявления и предоставив новое заявление о распоряжении. Однако заявление об аннулировании должно быть подано до того момента, как Пенсионный фонд произведет перечисление средств материнского (семейного) капитала.
- Если понадобится выписка из трудовой книжки для оформления ипотеки?
Сведения о трудовой деятельности до 2020 года, в том числе и бумажная версия трудовой книжки, находятся у работодателя. Напомним, что в феврале работодатели представляли сведения в ПФР в том случае, если за отчетный период в компании происходили кадровые мероприятия, такие, как прием на работу, перевод работника на другую должность или увольнение, либо если компания меняла свое название или же работник уже подал заявление о выборе формы трудовой книжки. В случае отсутствия в течение 2020 года у работника кадровых мероприятий или заявления о продолжении ведения трудовой книжки либо о представлении сведений о трудовой деятельности данные сведения состоянию на 1 января 2020 года будут представлены работодателем не позднее 15 февраля 2021 года.
Впоследствии выписку из трудовой книжки можно будет распечатать самостоятельно из Личного кабинета на сайте ПФР или портале госуслуг, получить в МФЦ или клиентской службе Пенсионного фонда. Если речь идет о сведениях, полученных через электронные сервисы, то выписка будет заверена электронной подписью и действительна во всех инстанциях. Кроме того, в личном кабинете на сайте ПФР можно будет наблюдать за всеми вносимыми в нее изменениями.
- В ноябре 2019 года установили 2 группу инвалидности. Могу ли получить справку подтверждающую право на набор социальных услуг, не посещая клиентскую службу?
Да, в Личном кабинете на сайте Пенсионного фонда России имеется электронный сервис, с помощью которого можно получить справку, подтверждающую право на набор социальных услуг (НСУ). Важно отметить, что эта справка носит информационный характер. Если нужно предоставить справку в соответствующую организацию, предоставляющую льготы (например, в поликлинику для получения льготных лекарств), то необходимо оформить официальную справку, обратившись в клиентскую службу территориального органа ПФР.
Там же, кстати, в электронном виде можно подать и заявление о форме предоставления НСУ, если Вы решили её изменить. Можно оставить предоставление льгот в натуральном виде, а можно отказаться от всего соцпакета либо от его части в пользу денежного эквивалента. Для подачи заявлений необходимо быть зарегистрированным в ЕСИА – Единой системе идентификации и аутентификации. Регистрацию можно пройти на портале госуслуг, подтвердив учетную запись в любом из центров регистрации, а также пройти регистрацию можно в любом из филиалов МФЦ или в территориальном управлении ПФР.
Пресс-служба ОПФР